ICC и SIAC получили статус постоянно действующих арбитражных учреждений в России

21 May 2021
Key takeaways:
  • Министерство юстиции РФ предоставило статус постоянно действующих арбитражных учреждений Международному арбитражному суду Международной торговой палаты (ICC) и Сингапурскому международному арбитражному центру (SIAC).
  • Теперь ICC и SIAC, как HKIAC и VIAC, имеют право администрировать международные коммерческие споры и некоторые виды корпоративных споров в отношении российских компаний.
  • Данный шаг позволит ICC и SIAC усилить свое присутствие на российском рынке, предоставив тем самым иностранным и российским компаниям доступ к более широкому выбору известных арбитражных учреждений для разрешения споров, которые имеют связь с Россией.
     

18 мая 2021 г. Министерство юстиции РФ предоставило Международному арбитражному суду Международной торговой палаты («ICC») и Сингапурскому международному арбитражному центру («SIAC») право на осуществление функций постоянно действующих арбитражных учреждений («ПДАУ») в дополнение к российским и иностранным арбитражным институтам, которым данное право было предоставлено ранее.

ПДАУ в России – новая перспектива. Напомним, что в результате арбитражной реформы 2016 года только арбитражные учреждения, обладающие статусом ПДАУ, вправе администрировать большинство разбирательств с местом арбитража в России, а также разбирательства по отдельным категориям корпоративных споров с местом арбитража за рубежом.

Статусом ПДАУ обладают только пять российских арбитражных учреждений:

  • Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ («МКАС»);
  • Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ («МАК»);
  • Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража («РАЦ»);
  • Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей («АЦ РСПП»); и
  • Национальный Центр Спортивного Арбитража при АНО «Спортивная арбитражная палата» («НЦСА»).

До настоящего момента только два иностранных арбитражных учреждения имели статус ПДАУ, оба получили его в 2019 году:

  • Гонконгский международный арбитражный центр («HKIAC»); и
  • Венский международный арбитражный центр («VIAC»).

Соответственно, стороны, желающие передать корпоративные споры с участием российских юридических лиц в иностранный арбитраж, были ограничены в выборе. Появление ICC и SIAC в одном ряду с HKIAC и VIAC является долгожданным событием, поскольку открывает сторонам доступ к большему количестве авторитетных арбитражных учреждений как в Европе, так и в Азии.

Споры, которые вправе администрировать иностранные ПДАУ. Подобно другим иностранным арбитражным учреждениям со статусом ПДАУ, ICC и SIAC получат право администрировать:

  • международные коммерческие споры  с местом арбитража в России;
  • споры с местом арбитража в России или в ином государстве (в том числе, внутренние споры) между участниками специального административного района («САР») и из договора между участником САР и управляющей компанией САР об осуществлении деятельности на территории САР; и
  • некоторые виды российских корпоративных споров (за исключением внутренних споров), включая споры, связанные с принадлежностью акций или долей в капитале российских компаний (в том числе из договоров купли-продажи акций и долей), споры из соглашений об управлении российской компанией (корпоративных договоров), а также споры в связи с регистрацией и ведением учета прав на акции российских компаний. Cпоры из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом должны передаваться на рассмотрение арбитража с местом в России, однако иные корпоративные споры, которые ICC и SIAC получили право администрировать, могут также рассматриваться с местом арбитража в ином государстве.

Споры, которые не вправе администрировать иностранные ПДАУ

. Вместе с тем получение статуса ПДАУ не предоставляет ICC, SIAC, HKIAC и VIAC права администрировать российские внутренние споры, т.е. споры, которые не могут передаваться в международный коммерческий арбитраж в соответствии с российским законодательством (см. сноску № 7) до тех пор, пока у них не появится обособленное подразделение в России. Тем не менее, эти иностранные ПДАУ имеют право администрировать российские внутренние споры (i) между участниками САР или (ii) из договоров об осуществлении деятельности на территории САР.

Кроме того, ICC и SIAC пока не будут вправе администрировать ряд тех арбитрабельных российских корпоративных споров, которые требуют по российскому законодательству принятия ПДАУ специальных правил разбирательства корпоративных споров и их депонирования в Министерстве юстиций РФ. На настоящий момент ICC и SIAC не подготовили такие правила и неизвестно, будут ли приняты такие правила и когда.

В частности, это распространяется на споры:

  • связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;
  • по искам участников юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, или о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом;
  • связанные с назначением, избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих в состав органов управления и контроля юридического лица, а также возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением их полномочий;
  • связанные с эмиссией ценных бумаг;
  • об обжаловании решений органов управления юридического лица; и
  • прямо не перечисленные в АПК РФ и возникшие между юридическим лицом и его участниками, включая споры по искам участников в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случаях, предусмотренных законом.

В силу вышесказанного, при составлении арбитражного соглашения прежде всего необходимо определить, на какие потенциальные споры распространяется арбитражное соглашение и входят ли они в перечень споров, которые ICC, SIAC, HKIAC и VIAC вправе администрировать в соответствии с российским законодательством об арбитраже.

Долгожданное развитие. ICC с давних пор является популярным форумом для российских сторон, функционируя в России и имея тесные связи с Россией на протяжении многих лет. После введения США и Европейским союзом санкций против России российские стороны стали обращаться в азиатские арбитражные центры (например, HKIAC и SIAC), базирующиеся в юрисдикциях, которые не вводили какие-либо ограничительные меры в отношении России. Между тем, несмотря на высокую оценку ICC и SIAC российскими лицами и их репутацию как эффективных мест разрешения споров, выбор в пользу данных арбитражных учреждений при составлении арбитражных оговорок для договоров, имеющих отношение к России, был менее привлекательным в связи с отсутствием у них статуса ПДАУ и ограничением числа связанных с Россией споров, которые они могли бы администрировать.

Теперь и ICC, и SIAC смогут усилить свое присутствие на российском рынке, предоставив тем самым иностранным и российским компаниям доступ к большему количеству авторитетных арбитражных учреждений. Такое развитие событий вселяет надежду на то, что увеличивающиеся возможности по доступу российских сторон к авторитетным арбитражным учреждениям повысят популярность арбитража как метода разрешения споров в целом, предоставит российским сторонам и их зарубежным партнерам эффективный и вызывающий доверие способ разрешения споров, а также продолжит путь реформирования российского права с тем, чтобы сделать российскую юрисдикцию более благоприятной для арбитража.