OFAC привлекает к ответственности: Уроки для авиационной отрасли

12 May 2020
Полная версия
Основные выводы:
  • 2 мая 2019 года Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США («OFAC») опубликовало свое наиболее детальное руководство, посвященное развитию и внедрению программ по соблюдению санкций с учетом факторов риска («ПСС»).
  • Данное руководство составлено по итогам нескольких последних заключенных OFAC мировых соглашений, с помощью которых OFAC, следуя сложившейся практике, указало на обнаруженные недостатки ПСС компаний, ответственность которых была урегулирована.
  • Компании США и международные компании, деятельность которых связана с США, должны изучить и оценить соответствие своих ПСС руководству OFAC, а также убедиться в том, что данные программы соответствуют основным требованиям OFAC.

С недавнего времени авиационный сектор стал одним из основных объектов правоприменительной практики Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (Office of Foreign Assets Control, «OFAC»). В частности, OFAC заключило мировые соглашения с двумя компаниями отрасли – Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques SCRL («SITA») и Apollo Aviation Group, LLC («Apollo»). Ниже мы обсуждаем уроки, которые авиационный сектор может извлечь из данной практики OFAC.

Мировое соглашение с SITA. SITA оказывает услуги по обеспечению работы коммерческой телекоммуникационной сети и услуги в сфере информационных технологий для гражданской авиации, включая услуги, связанные с резервированием, организацией сети и связью; услуги по планированию полетов, диспетчерскому обслуживанию и организации пограничного контроля; а также услуги по отправке сообщений и вспомогательные сервисы для путешествий (такие как выдача багажа, программное обеспечение для отслеживания грузов и т.д.). Недавнее расследование OFAC деятельности SITA выявило около 10 000 предположительных нарушений Постановления о санкциях против международного терроризма (Global Terrorism Sanctions Regulations, «GTSR») за период с апреля 2013 года по февраль 2018 года. Как заявило OFAC, предполагаемое нарушение GTSR состояло в том, что SITA предоставляло коммерческие сервисы и программное обеспечение авиакомпаниям Mahan Air, Syrian Arab Airlines, Caspian Air, Meraj Air и Al-Naser Airlines, включенным OFAC в список заблокированных лиц (Specially Designated Nationals, «SDN») в качестве международных террористов (Specially Designated Global Terrorists, «SDGT») в соответствии с Указом Президента США № 13224.

В частности, запрещенные сервисы и программное обеспечение SITA включали:

  • Сервис сообщений Type-B («TBM»): сервис сообщений, который обеспечивает коммуникацию пользователей внутри отрасли (например, заказ обслуживания воздушного судна, согласование или изменение маршрутов, заправка самолетов, и т.д.). Передача сообщений TBM, отправленных в адрес или полученных от SDGT, осуществлялась через г.
  • Атланта, штат Джорджия.
  • Maestro DCS Local («Maestro»): программное обеспечение, разработанное в США, для таких процессов, как предполетная регистрация и управление багажом.
  • World Tracer: глобальная система отслеживания и проверки утерянного багажа, размещенная на серверах в США и обслуживаемая дочерней компанией SITA, находящейся в США.

Несмотря на то что SITA является швейцарской компанией, OFAC установило, что данные сервисы и программное обеспечение находятся под юрисдикцией США, и OFAC имеет право привлекать к ответственности за их использование, поскольку они «предоставлялись на территории США, направлялись через США или включали предоставление разработанного в США программного обеспечения, при этом нарушитель знал, что они приносят выгоду пользователям, включенным в список SDGT».

В действительности SITA приняло меры для соблюдения требований GTSR, когда ее клиенты были внесены в список SDGT. SITA приостановило для них доступ к некоторым сервисам, но продолжило предоставлять доступ к сервисам TBM, Maestro и World Tracer. OFAC решило, что SITA должно было идентифицировать связь с США, и сочло умышленное предоставление сервисов и программного обеспечения лицам, находящимся в списке SDGT, отягчающим обстоятельством.

SITA сообщило OFAC, что прекратило оспариваемую деятельность и приняло меры по контролю за соблюдением нормативных требований, чтобы не допустить нарушений в будущем. В результате, 26 февраля 2020 г., SITA согласилось выплатить 7 829 640 долларов США для целей урегулирования своей потенциальной ответственности за предполагаемые нарушения GTSR.

Мировое соглашение с Apollo. Американская компания Apollo являлась авиационным инвестиционным управляющим, участвующим в приобретении, ремонте, продвижении на рынке и лизинге самолетов коммерческой авиации, двигателей и связанных с ними активов. В ходе расследования OFAC обнаружило 12 предположительных нарушений Постановления о санкциях в отношении Судана в 2013-2015 годах. Apollo передало три двигателя для воздушного судна в лизинг компании, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах («Лизингополучатель из ОАЭ»). Лизингополучатель из ОАЭ передал данные двигатели в сублизинг украинской авиакомпании, которая затем установила двигатели на воздушное судно, переданное в аренду с экипажем («мокрый лизинг») Суданским Авиалиниям. На момент заключения сделки Суданские Авиалинии были включены OFAC в список SDN в качестве лица, отвечающего признакам «Правительства Судана». В соответствии с санкциями, действующими в указанный период, лицам США было запрещено прямо или косвенно предоставлять товары или услуги Правительству Судана.

Соглашение с Лизингополучателем из ОАЭ содержало положение, запрещающее лизингополучателю передачу полученных двигателей в страны, в отношении которых действуют санкции США или ООН. OFAC не посчитало данные положения достаточными, чтобы признать отсутствие нарушения санкций. Напротив, OFAC отметило в качестве отягчающего обстоятельства, что Apollo «не проследило или иным образом не удостоверилось», что двигатели для воздушного судна были использованы в соответствии с требованиями санкций США, и только по завершении срока лизинга установило, что двигатели использовались Суданскими Авиалиниями.

Apollo согласилось принять предложенные OFAC меры по контролю за соблюдением нормативных требований, а также подтвердило, что неправомерные действия прекращены и предприняты шаги для минимизации будущих рисков. В результате, 7 ноября 2019 г. Apollo согласилось выплатить 210 600 долларов США по мировому соглашению в качестве возможной ответственности за предполагаемые нарушения Постановления о санкциях в отношении Судана.

Выводы для авиационной отрасли из действий OFAC в отношении SITA и Apollo. Данная правоприменительная практика позволяет авиационной отрасли сделать важные выводы на будущее:

  • OFAC считает авиацию «отраслью с высокой долей риска» и настоятельно рекомендует предпринимать для любых авиационных сделок «эффективные, основательные и непрерывные меры по обеспечению соблюдения нормативных требований, основанные на оценке рисков». Ранее мы рассматривали детальные рекомендации OFAC по программам соблюдения санкций на основе анализа рисков в «Руководство OFAC и недавние примеры привлечения к ответственности: «Дорожная карта» для соблюдения санкций США».
  • В делах SITA и Apollo OFAC рекомендует компаниям авиационного сектора следовать подготовленным им Рекомендациям для участников отрасли гражданской авиации в связи с санкциями против Ирана от 23 июля 2019 г. Рекомендациям необходимо следовать даже при совершении сделок в юрисдикциях, отличных от Ирана, в ходе которых санкционные лица могут использовать похожие обманные практики. См. «Авиация и санкции против Ирана: обращайте внимание на обманные практики ».
  • Лица, не являющиеся участниками авиационной отрасли США, должны быть осведомлены о любых потенциальных связях их бизнеса с США – от связанных с США дочерних компаний или работников, до произведенных в США товаров или программного обеспечения. OFAC будет предъявлять высокие требования в отношении соблюдения санкций в случаях, когда лицо, не являющееся участником отрасли из США, осознанно ведет бизнес с санкционными юрисдикциями.
  • Одних только договорных запретов на использование оборудования, предоставленного в лизинг, недостаточно для соблюдения требований OFAC. Участники отрасли должны иметь эффективную программу мониторинга, чтобы быть уверенными в том, что их контрагенты не нарушают требования OFAC в течение всего срока действия договорных отношений.